История создания Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав до 1917 года.

Краткий обзор создания ювенальной юстиции в Российской Федерации и Комиссий по делам несовершеннолетних

Первые упоминания об уголовной ответственности несовершеннолетних в отечественной истории относятся к новоуказным статьям 1669 г., где сказано: «чаще отрок седми лет убьет, то не повинен есть смерти». Данный возраст здесь указан неслучайно, т.к. именно с 7 лет ребенок допускался к таинству исповеди и за ним признавалась свобода воли.

Воинский устав Петра Великого практически освобождает малолетних от наказания за воровство, перекладывая его на родителей «дабы заранее его от сего отучить, может от родителей своих лозами наказан быть».

Следующая веха - указание Сената с президентами коллегий от 1742 г. Этот документ устанавливал возрастной ценз малолетства до 17 лет и запрещал подвергать малолетних тем же наказаниям, что и взрослых. Малолетних нельзя было подвергать смертной казни, пытке и кнуту, все это заменялось сечением плетьми и отдачей в монастырь на трудовое перевоспитание. По истечении срока отработки наказуемый возвращался домой.

Но уже в Указе Екатерины II от 26 июня 1765 г. устанавливается полная невменяемость до 10 лет. С 10 до 17 лет допускается смягчение наказаний. Особо серьезные случаи, влекущие за собой наказание смертной казнью или сечением кнутом, следовало передавать на рассмотрение в Сенат. Отдельно рассматривались случаи для нарушителей от 10 до 15 и от 15 до 17 лет.

Принятое 15 мая 1845 г. Уложение о наказаниях разделило весь юношеский возраст на три периода: до 7 лет, от 7 до 14 лет и от 14 до 21 года. Но при этом (ст.137 п. 1 издание 1885) дети от 7 до 10 лет не подвергались определенному законами наказанию, и таким образом практическим предельным сроком первого периода являлось достижение одиннадцати лет.

Основным видом наказания несовершеннолетних в дореволюционной России оставалось тюремное заключение. Статья 145 Уложения о наказаниях говорит: «Несовершеннолетние, имеющие от роду более 14 лет, но менее 21 года, за учинение преступлений, которые влекут за собой лишение всех прав состояния, подвергаются тем же наказаниям, как и совершеннолетние, с тою лишь разницей, что наказания телесные над теми, которые по состоянию своему от оных не изъяты, совершаются не чрез палачей, а чрез полицейских служителей, и не плетьми, а розгами, и что время работ, к коим они приговариваются, сокращается одною третью; а в случаях, когда их следовало приговорить к каторжной работе в рудниках без срока, они приговариваются к каторжным работам в рудниках на двадцать пять лет».

Один из следующих важных этапов работы с несовершеннолетними правонарушителями в дореволюционной России - это, безусловно, Закон от 1864 г., по которому в России были созданы специальные комиссии для детей-правонарушителей. В ст. 6 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, вводился особый институт исправительных заведений для не достигших 17 лет, а для детей от 14 до 16 лет создавался новый тип учреждений - исправительные приюты. Новый закон позволял помещать малолетних осужденных в исправительные приюты или колонии, но не по всей территории страны, а там, где эти заведения были созданы.

С середины 1860-х гг. в России начинают создаваться 2 вида воспитательно-исправительных заведений (ВИЗ). 
Сельскохозяйственные называют исправительными колониями, а городские, обучающие ремеслам, - исправительными приютами.
Принятые 5 декабря 1866 г. Правила для исправительных приютов позволяют учреждать приюты не только правительству, но и земству, общественным и духовным установлениям, частным лицам с разрешения МВД (кстати, в то время все приюты находились в ведении МВД) и по согласованию с министром юстиции. Заведующими могли быть только лица с педагогическим образованием. В приютах обязательно изучались закон Божий, чтение, письмо, арифметика, по возможности преподавались и другие дисциплины. Побег из приюта не рассматривался как уголовное преступление, сам же бежавший возвращался обратно и содержался под строгим надзором. Все выпускники находились под покровительством приюта и после того как покидали его стены. Кстати, любопытно отметить, что практически все приюты, созданные в России в первые 20 лет после принятия закона 1864 г., были созданы общественными организациями или частными лицами.

27 января 1868 г. был открыт Московский исправительный приют (позднее он получил название Рукавишниковского). Сегодня здесь находится Икшанская исправительная колония. В 1870 г. начинает свою работу приют, учрежденный Санкт-Петербургским обществом земледельческих колоний и ремесленных приютов. Деятельность этих двух заведений оказала большое влияние на развитие в России института детских исправительных заведений.

Важную роль в развитии системы работы с детьми и подростками сыграла реформа 1866 г., которая установила особый порядок и принципы назначения наказаний. Так, дети от 7 до 10 лет полностью освобождались от наказаний и передавались родителям для домашнего исправления. С подростками от 10 до 14 лет поступали так же, если они действовали «без разумения». Если же они действовали «с неполным разумением», то их наказывали в соответствии со ст. 138 Уложения или передавали в исправительное заведение. При отсутствии в губернии приютов их отдавали в тюрьмы на срок до 1 года и 4 месяцев.

В 1872 г. на Международном тюремном конгрессе в Лондоне впервые было решено, что суд над несовершеннолетними должен осуществляться по особым правилам. В 1891 г. Третий съезд работников исправительных заведений для несовершеннолетних решил, что судопроизводство в отношении детей должно носить упрощенный характер. Согласно проведенному Минюстом опросу, большинство судейских работников выразило свое одобрение такому подходу. Результатом стал закон 1897 г., направленный на замену карательных подходов в отношении ребенка-правонарушителя ис-правительно-воспитательными. Своей цели закон не достиг, но процесс судопроизводства и определения наказания несовершеннолетним претерпел серьезные изменения. Был создан институт законных представителей несовершеннолетних, хотя их участие в процессе было необязательным и оставлялось на усмотрение суда. Зато обязательным стало участие в судебном заседании защитника. Что же касается непосредственно наказания, то здесь новыми мерами стали передача под ответственный надзор и заключение в исправительное заведение.

При решении вопроса о виновности первым делом рассматривался вопрос о «разумении» малолетнего правонарушителя. Впервые это понятие появилось в Циркулярном решении Министерства юстиции от 19.06.1888 г. Оно давало право прокурору сообщать в Минюст о целесообразности прекращения судопроизводства на основе отсутствия у подсудимого «разумения и преступной воли». Но на практике прокуратура оказалась не готовой к использованию подобного инструмента в конце XIX в. В целом, изменения в законодательстве оказались значительно более скромными, чем на то рассчитывали реформаторы. Коренной реформы не получилось, ограничились лишь необходимыми изменениями в наиболее неотложных направлениях. В 1910г. в России был создан суд по делам несовершеннолетних. Все воспитательно-исправительные заведения были подчинены Главному тюремному управлению.